Наше лукавое время--время войн и "военных слухов", социальных и "духовных" переворотов и перевертышей, "массовой культуры" и глобализации все же сохранило для нас одну Надежду... Это--свет Мировой Культуры, накопленный прошедшими поколениями художников (в смысле--artists), своего рода Предание Искусств, тесно связанное с Историей и Традицией, значительной частью которого является Мировая Традиция Поэзии, о которой мы говорим, применительно к современной поэзии, точнее ---двум, наиболее интересным ее разэелам---философской лирике и любовной лирике... Наша задача--не cтолько передать Традицию грядущим поколениям (может статься, что и передавать уже некому...), но также попытаться осмыслить и систематизировать накопленный тысячелетиями эстетический опыт, то есть подвести итоги тем культурно-историческим процессам, которые, на наш взгляд, находятся на грани полного угасания...Если же Фениксу Поэзии суждено Возрождение, (речь идет, разумеется, о современной поэзии), то мы и сами станем тем прахом и пеплом: "Мы строим замки из пепла Сожженных вами поэтов, Мы помним о солнце и ветре," Димитрий "Саныч."Назаров "Мы живем в пустом доме.." Современные поэты не могут не задаваться вопросом: что же такое Мировая Поэзия? В духовном смысле--это все созданные, (а также и еще несозданные), поэтические тексты. Поэзия--это нечто цельное и целое, и, одновременно часть целого, Мировой Культуры, а также, будучи тесно связанной с национальными языками, национальная поэзия (тексты написаны всегда на каком-нибудь языке!) является частью языка и культуры данного этноса или суперэтноса (Имперский вариант!). "Часть речи"--согласно блестящему определению Иосифа Бродского...Разумеется, благодаря творческому труду переводчиков, дело этим не ограничивается:происходит взаимопроникновение этнических и суперэтнических культур на текстовом уровне, однако оно достаточно ограничено, неполно, как неполно и ограничено взаимопроникновение и общение человеческих душ в этом, подлунном мире, к тому же, не всем растениям суждено прижиться на другой почве и чуждом климате, посему и речь наша, прежде всего---о русской поэзии, точнее говоря--о философской лирике и любовной лирике, написанной на русском языке... Другим аспектом проблемы является аналитическое деление Поэзии на обьект и субъект: обьектом Поэзии является ,безусловно,сам поэтический текст, а субъектом--художник-творец, всегда вкладывающий в стихотворение частицу своего "Я", то есть свою душу и сердце, традиционно считающееся эмоциональным началом в антропологии (науки о человеке). Таким образом, поэтический текст является некоей точкой пересечения (встречи) нескольких пространств: языковой стихии, из которой он рождается, как Афродита из пены, творца-художника, являющегося, безусловно, его (текста) "родителем"(важнейший момент структурирования,организации, упорядочевания "языковой стихии") , и, наконец, Мировой Культуре, в которой всякий истинный поэтический шедевр обретает "жизнь вечную", ибо , воистину "рукописи не горят" (Михаил Булгаков)! В свою очередь, текст также является некоей суммой (точнее-системой) языковых знаков. Понятия знака родственно (синонимично) таким понятиям, как "символ" и "образ". Само понятие "символ" восходит к греческому sim ballo, что означает "соединяю", держу "вместе", то есть "символ" как раз и является некоей точкой пересечения, местом встречи двух реальностей :духовной (невидимой) и материальной (видимой), таким образом, всякое искусство можно рассматривать как "место встречи", взаимопроникновения "тонких сфер" (термин позаимствован у Renart) и материальной действительности, духа и плоти,Времени и Вечности,и ,в конечном итоге,Творца и твари, стремящейся Ему уподобиться и с Ним соединиться.Все эти культурные и духовные взаимодействия формируют некое глобальное "поле Мировой Культуры", аналогичное понятию "поля" (пяти различных типов взаимодействий между "элементарными частицами") в современных теориях ядерной физики... В этой связи, в искусствоведении и теоретической эстетике, широко распространено понятие "языка": мы говорим об образном "языке живописи", "языке киноискусства" ( в немом кино--лишенном всякой вербальности!) и тому подобных категориях. Любопытно также, что, некоторые искусствоведы употребляют термин "поэтика", когда речь идет о некоей сумме "изобразительных средств": "поэтика Тарковского", "поэтика раннего Бергмана", а нас интересует именно "поэтика Поэзии.." Последние достижения Системного Анализа (которые нам уже случалось применять в наших трудах по системе Византийской Храмовой Росписи), позволяют нам рассматривать любое произведения искусства в качестве сисиемы символов, а сама Мировая Культура предстает перед нами в качестве величественной многоуровневой символической системы. Поэтическое искусство, в данном случае, не является исключением, однако тут предпочтительно заменить понятие "символа"--понятием "поэтического образа", в силу сложившейся традиции в литературоведении... Говоря о смысловой стороне (точнее сказать--грани) поэтического творчества, не следует забывать и о том, , что относиться к визуальному измерению языковой стихии---семантической единице, знаку, символу, поэтическому образу (возможно, наиболее обьемно этот момент проявляется в Дальневосточных Культурах, с их иероглифической письменностью, что, в конечном итоге, делает китайскую и японскую поэзию, в принципе, непереводимой.....)... Однако, не следует забывать и о другом измерении языковой стихии, то есть о том, что лингвисты называют фонетикой, а в Поэзии это называется музыкой стихотворения, (некоторые ввели даже такой термин как "звукопись", однако , по мне, "музыка", все же лучше...), ибо стихотворение изначально предназначено для прочтения вслух (некоторые стихи даже становятся песнями smile ) Именно к этому, аудиоизмерению и относятся такие трудноуловимые, но, возможно, не менее важные феномены поэтического творчества, как рифмы, ассонансы, ритм и , даже, интонация....В целом, мы можем оценивать и говорить о "музыке стихотворения", однако, наша оценка всегда будет субьективной, ибо не мало таких людей, которым "медведь на ухо наступил"..... smile Философская концепция, или даже поэтический символ-образ, в сущности вещь куда более явная для творцов и читателей. Музыка же, как и духовное содержание--несравненоо более скрыта, ноуменальна в своей сущностной основе, однако без нее (как и без духовного содержания!)---истинной Поэзии не существует..... В этом моменте мы видим кардинальное отличие Поэзии от прозы, которая, хоть и может содержать в себе некоторые элементы поэзии, однако, как правило, ставит перед собой иные эстетические задачи и пользуется иными художественными средствами--наиболее рельефно данные отличия проявляются в любовной лирике и философской лирике, которую также называют "медитативной лирикой"... Именно отсюда (от музыки)-- эта элитарность, субьективность, я бы назвал это даже некоей интровертированностью на уровне эстетики ("Toward The Within"--Dead Can Dance) истинной Поэзии, которая имеет немногих ценителей или истинных читателей, в отличии от слушателей попсы или любителей порносайтов..... Если мы снова возвращаемся к эстетическому понятию "символа" в Поэзии, то речь у нас не о отдельном символе (хотя одно стихотворение тоже может быть символом, в Книге Стихов Автора, например..), но о некоей "символической системой" , посему, исходя из вышеизложенного, предлагается следующие рабочее определения стихотворения, как: "Текстовая символическая система поэтических символов-образов, упорядоченных (вариант "структурированных") единством ритма , музыки и интонации.."(Саныч). Причем, последний элемент, представляющий уникальный и неповторимый авторский голос, представляется нам критичным для поэтического текста, хотя и весьма субъективным: "Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по две, и отсюда -- все рифмы, отсюда тот блеклый голос, вьющийся между ними, как мокрый волос, если вьется вообще." Иосиф Бродский. Интересно, что в данном тексте, кроме ключевого понятия об интонации, присутствует также замечательное сравнение рифм с волнами, подразумевающая образ моря, как некоей "языковой стихии", о которой мы писали вначале... Данное определение будет вынесено на Форум сайта, с целью создания плодотворной дискуссии по проблемам теоретической эстетики...
Если любовная лирика, еще как-то поддерживается издателями, то с философской - совсем худо... Рад, что появился новый интересный сайт поэзии. Надеюсь, он оправдает ожидания. Творческих успехов!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]