Главная » 2009 » Июль » 11 » Единый Творец и многие творцы: "творение из ничего"...
Единый Творец и многие творцы: "творение из ничего"...
1:15 AM
Работа над комментариями к одному из замечательных стихотворений chinese_zontik,"Хрустальный Соблазн", где рефреном проходит образ ледяных кристаллов, позволила мне сформулировать основную идею философской лирики, как: "эстетическую обьективацию, как бы некую "кристаллизацию" жизненного, а также, самое главное, внутреннего, духовного опыта" Образ "кристаллизации" в отношении процесса поэтического творчества представляется нам эстетически весьма плодотворным, ибо, во-первых, хорошо отражает идею "многогранности" смысла поэтических символов (вспомним также "игру света" в бриллиантах!), кроме того идея "кристаллизации" прекрасно отражает сложный процесс поэтического творчества, ибо , после того, как кристалл сформировался (пусть даже и из жидкого раствора!) не так-то просто разорвать межатомные связи---это вам не конструктор: "Это может быть льдом, Если лёд - это просто вода, Но по ней не пройти… " Саныч." Это может быть сном..." И, наконец, самый главный момент, (коррелирующий с изложенной выше богословской теорией "творения из ничего"), состоит в одновременности (не путать с одномоментностью) творения формы и содержания стихотворения, сколько бы физического времени данный процесс не занимал---полчаса или несколько лет, в принципе, время не важно--важен результат, который достигает определенной эстетической цели.... Или не достигает цели, тогда мы не можем говорить об эстетическом феномене, тогда это просто какой-то другой текст, к Истинной Поэзии никакого отношения не имеющий, пусть даже и безупречно рифмованный и ритмизованный..... В процессе эстетической оценки и , последующей редакторской работы, безусловно---нужно быть безжалостным по отношению к себе (иногда---и к другим, способным понять и оценить это как помощь, а не как наезд-- :)), однако, в творческом процессе подобный подход неуместен. То есть всякий из нас, не понаслышке знакомых с процессом, на самом деле, отдает себе отчет в том, что нужные слова приходят сами, иногда для этого требуется значительное время, часто случаются различные творческие неудачи (которые, действительно, читающей публике демонстрировать не стоит), однако, форму и содержание в стихотворении, мы можем различать только postfactum , то есть анализ в процессе творчества может убить творчество вообще---настоящему поэту трудно быть позитивистом и рационалистом, ибо его духовный опыт твердо говорит ему о том, что истинный Источник Творчества--нечто, гораздо большее, чем его разум и сознание.... Именно поэтому считаю необходимым подчеркнуть первичность содержание перед формой: некоторое духовное содержание (мистическое видение или что-то вроде) может, со временем, трудами художника (artist) обрести достойную форму, а при отсутствии оригинального содержания мы имеем "стихи-клоны"(бессмысленные подражания) и "стихи-зомби", к Истинной Поэзии никакого отношения не имеющие... Имено этим и отличается истинная Поэзия от грамотной версификации , ибо различение между "формой и содержанием" существует только в сознании читателя или критика-литературоведа ,(как правило--унылого графомана), а не в реальном творчестве самого автора... Это, подчас трудноуловимое, различие между "ремеслом версификации"(профессионализмом) и истинным "искусством Поэзии" (немыслимым, впрочем, без этого самого "профессионализма"), часто феноменально реализованный именно на уровне музыкальном, интонационном, является последствием особого, духовного состояния, которые древние персонифицировали в виде Музы, а мы называем теперь "вдохновением" (лат. inspiratio) Это латинское слово означает "вхождение духа" (внутрь человеческой личности). Какого духа? Некоторые считают это одержимостью, но я лично, склонен рассматривать всякое истинное творчество как дар Святого Духа: Именно "божественные энергии", согласно богомыслию Святителя Григория Паламы и являются той самой , непрестанно изливающейся в тварный мир "преизбыточествующей благостью" Господа, которой совершается промысел Божий о тварном мире, как некое продолжение Акта Творения, следовательно, именно Святой Дух имеет непосредственное отношение ко всякому человеческому творчеству, в том числе--и поэтическому.... Данные богословские предпосылки являются фундаментальными для построения системы теоретической эстетики поэтического творчества и творчества в целом и общем. Однако, истинным (поэтическим творчеством, в котором Дух Святой
свободно взаимодействует с личностью человека-творца можно признать
только церковное творчество---в случае же, если объектом творчества
является не церковная поэзия, равно как и субъект творчества--не
является чадом Святой Церкви, то здесь, неизбежно, к действию Святого
Духа примешивается и действие "духа прелести", подобно тому, как это
случается с подвижниками аскетами, которые подвизаются незаконно, не
говоря уже о магах, факирах, волщебниках и колдунах, способных
творить чудеса, однако, отнюдь не силою Божьею...Главной причиной
такого падения человека-творца , (сравни--"декадент"!) , является, "органически"
присущая талантливым художникам страсть гордыни, однако это не
исключает и наличие других страстей, например--сребролюбия: талант был
дан Господом для спасения, а вместо этого на нем решили "заколачивать
бабки", как и Святой Дух дан Епископам и священству, чтобы через них
преподавались верным Таинства, а некоторые "дерзают" на разные
"фокусы", в том числе, и---"политические православные". С каждого из
нас, православных, Господь строго спросит за все, а про иных---здесь и
сейчас--речи нет...Другой крайностью (противоположной интеллигентскому
"обожествлению человеческой Культуры") является некий обскурантизм
(также присущий интеллигентам, обратившимся в Православие), когда все
культурные феномены, которые находятся вне (спасительного) поля
Православной Культуры, объявляются плодами "сатанинской одержимости"
творцов и художников, и прикасаясь к ним православный становится
нечист, оскверняется, подобно тому, как это понимали древние иудеи
Ветхого Завета...Подобное отношение (практически допустимое в
отношении духовному и телесному блуду современной "массовой
культуры"), помимо того, что грубо противоречит христианскому принципу
свободы человеческой личности, содержит в себе implicito и некую хулу
на Духа Святого, ибо обскуранты эти забывают о том, что Сатана--не
Творец! Наше практическое отношение к разнообразным феноменам
Мировой Культуры отличается интуитивным следованием нашему
христианскому чувству и художественному вкусу , а также неким
"ситуативизмом" и "бихевиоризмом"--разработка же теоретических
постулатов в данной области и является будущей задачей системы
Православной Эстетики
Размышлял по поводу поэзии, литературы, словесного творчества... и пришел к определенным выводам... "настоящему поэту трудно быть позитивистом и рационалистом, ибо его духовный опыт твердо говорит ему о том, что истинный Источник Творчества--нечто, гораздо большее, чем его разум и сознание...." С одной стороны -- да. С другой стороны: поэзия -- это ремесло, облечь в поэтическую форму можно любую идею и любое учение... мастерство, умение работать с языком говорит только о том, что человек сознательно упражнялся в версификации... Поэт (и, нужно сказать, что поэт -- род деятельности, а не звание -- как считают многие) имеет чтО сказать, а версификатор: -- Либо рифмует чужие мысли и чужие чувства, нередко выражая потребности определенной религиозной конфессии, политического лагеря... -- Эстет в чистом виде, то есть -- само стихотворение является объектом стихотворения, а содержание вторично...
Важным является то, что словесное творчество -- лирическая поэзия обычно не претендует на объективность... человеческий язык -- коммуникативный инструмент... в поэтическом творчестве ничего изначально порочного, думаю, нет, как и музыка, как и многие виды творчества -- стихи бывают очень разными, и могут служить как на благо так и во вред...
"Допустим, что-то не удалось, или удалось, но не то, что хотелось..." Я отношусь к результатам своего творчества именно как к упражнениям и наброскам... и дело здесь не столько в форме, сколько в содержании... иногда форма лучше содержания -- чего быть не должно, бывает наоборот, а они в удачных и верных стихах неразрывны... Опять-таки... опыт подсказывает мне, что существует определенный тип поэтов -- условно назовем их лириками... вот я лирик -- у меня чрезвычайно узкий кругозор, но мне хватает... К примеру -- я равнодушен к изобразительным искусствам, иногда трогали какие-то произведения, но в основном -- это не мое... не интересуюсь философией, богословием и подобными науками -- по той простой причине, что мне симпатичней объективные науки. При том, что могу почитать "церковное предание" и "труды святых отцов" -- все же, предпочту, если дело касается текстов священных книг -- труды археологов, лингвистов и историков (именно их деятельность мне кажется очень полезной, если "человеческий фактор" не играет большой роли)...
"не противоречить воле Божией о себе, т.е. не пытаться сделать все по-своему, а прислушиваться, что Он хочет от нас и куда ведет..." Согласен, но нередко находятся люди, которые парадоксальным образом не только успевают найти свой путь в жизни, но и осознать, что по этому пути должны идти все остальные... люди, которые сбивают с толку и пытаются исказить чужие судьбы -- в угоду своим взглядам и идеям (часто -- очень навязчивым)... сам этим грешил, но: с кем поведешься, того и наберешься... к сожалению -- могу признаться, что связь с христианскими конфессиями может повредить уму и творчеству... я представлял себе христиан -- как свободных людей, творческих, в большинстве своем "аполитичных", но немного суеверных... оказалось, что суеверия -- это главное в православном храме... я даже не подозревал о том, что такие обряды как крещение и причащение так важны, более того: хотя и читал Евангелие, но смысла этих обрядов так и не понял... Что меня всегда удивляло и огорчало -- так это то, что меня крестили в младенчестве, не подождав -- когда я сам смогу решать -- нужно ли мне это...
"Другой крайностью (противоположной интеллигентскому "обожествлению человеческой Культуры") является некий обскурантизм (также присущий интеллигентам, обратившимся в Православие), когда все культурные феномены, которые находятся вне (спасительного) поля Православной Культуры, объявляются плодами "сатанинской одержимости" Ну я не интеллигент и мне кажется, все же, что подобное отношение к светской культуре -- одна из черт религии, а не определенной категории граждан типа "интеллигенты" (интеллигенция много моложе, чем православие)... и, кстати, можно наблюдать и противоположную тенденцию -- притягивание многих "культурных феноменов" в "спасительное поле православия", и к массовой культуре это относится в первую очередь, потому что "массовая культура" и все ее прелести -- очень влияет на умы людей...
"Лично я уже понял, что мои стихи порождение зла. Соблазн и попытка взять в плен читателя -- вот что делает поэт." Ну и чепуха... не мои слова, я так не могу говорить... перечитываю и вижу -- подобная околесица -- то, что навязано, возможно -- со стороны виднее...
"А уж если Вы получили этот дар, грешно называть его злом. Не чище ли принять его с благодарностью - как из руки Божией?" Золотые слова.
"Да вот стихи про маяк и Тихвин - ну что в них было плохого?" В стихах про Тихвин -- явная конфессиональная окраска. Следовало понимать сразу, что православие мне чуждо, а не искать точек соприкосновения и не ломать себя. Чем дальше уходил в религию, тем больше было ощущение -- что теряю себя, что мои собственные мысли подменяются чужими (возможно -- только у меня так, возможно -- проблема в моей личности, не знаю...)
"Сомнения которые вы испытываете, говорят о сильной стороне вашего творчества, кругом много бледного и опосредованного отношения к жизни" Мои сомнения (теперь я это ясно понимаю) говорят о том, что мое внутренне содержание сопротивляется чуждым влияниям извне.
"Ведь все наши ошибки склоняются к нашей же пользе." Бывают ошибки, ведущие за собой ряд новых ошибок. Я был слишком мягок по отношению ко многим людям, слишком снисходителен, за это, возможно, и поплатился. Следовало не принимать и не воспринимать то, что угрожает целостности личности. Довольно было того, что знаю и того пути, который избрал... не знаю -- как объяснить. Общество и общественная жизнь, в том числе и религиозные организации воспринимал как нечто враждебное. Опыт показал -- опасения были не напрасны.
"Очень надеюсь, что Вы сделаете правильный выбор - с Божьей помощью." Сделал свой выбор и надеюсь на то, что ваши надежды оправдались (что выбор этот действительно правильный).
Сомнения которые вы испытываете, говорят о сильной стороне вашего творчества, кругом много бледного и опосредованного отношения к жизни, а у вас все - же по крайней мере нет этого равнодушного отношения к бытию в целом. Зря вы все удалили, смахивает это на то, что сделал Гоголь со вторым томом своих "душ". В вашем творчестве есть размах и энергия. Зачем забивать в себе источник мысли и уничтожать этот процесс рождения "музыки небесных сфер" на корню. Возьмите для примера псалмы Давида. На этих "стихах" построена церковная служба. Пушкин наше все - т. е наш язык. Ничего уродливого. Процесс кристаллизации раствора происходит из среды чем- то заполненной, т. е насыщенной, из которой можно что-то взять. Если взять нечего то процесс не пойдет, все выпадет в осадок. Кристаллизация еще и упорядоченность (кристаллографическая группа), и ваше желание избавиться от лишнего весьма своевременно, что кстати относится к временному фактору любого действия вообще. За одного битого двух небитых дают, это я к тому, что без ошибок по жизни еще никто не обходился. Ведь все наши ошибки склоняются к нашей же пользе.
"Моя самая дурацкая привычка -- категорично отвергать или принимать, а нужно разбираться." - вы говорите. Кажется, это называется юношеский максимализм. Считается, что со временем это проходит. Но не у всех, это точно. Да, это как раз то, что нужно - остановиться и разобраться в себе. Этим мы, впрочем, занимаемся более или менее успешно, всю жизнь, а жизнь Ваша - только начинается! Очень надеюсь, что Вы сделаете правильный выбор - с Божьей помощью. Ведь самое главное - к сожалению, я сама это поняла не так давно!- это не противоречить воле Божией о себе, т.е. не пытаться сделать все по-своему, о прислушиваться, что Он хочет от нас и куда ведет... Так примерно.
Знаете, мне нужно время. Я просто хочу понять -- о чем мои собственные стихи и избавиться от лишнего. Пока я не пойму, я не хочу выкладывать, но возможно что-то я потом и добавлю. Что такое поэт, мне нужно разгадать эту загадку -- как смогу. Может быть здесь срабатывают основные законы -- "врачу -- исцелися сам" и " не навреди". В конце концов -- нужно систематизировать свои циклы, как минимум. И потом -- я в последнее время стал очень не любить интернет, до декабря я не вылезаю. Но возможно -- даже статейку напишу о поэзии, хочу ответить на те вопросы, которые передо мной стоят. Моя самая дурацкая привычка -- категорично отвергать или принимать, а нужно разбираться. Хочу дать ответ самому себе -- что такое поэзия.
Дорогой Дима! Что и говорить, каждый выбирает свой путь и наш выбор - это как в тот самый первый раз у Адама и Евы. Надо просто быть честным по отношению к самому себе и тогда выбор будет правильным. Чего я Вам от всей души желаю. А на самом деле лично я согласна с утверждением: "творчество есть чудо"! Да вот стихи про маяк и Тихвин - ну что в них было плохого? Не знаю, мне очень жаль, что вы удалили все подряд. Допустим, что-то не удалось, или удалось, но не то, что хотелось... но ведь не все же! Впрочем, все это решать только Вам, я просто говорю: мне нравились Ваши стихи, правда!
Если человек действительно уверен, что он достиг уровня Творца, то это или гордыня, или безумие. Нормальное состояние настоящего поэта, если он верующий человек, выразил убиенный иеромонах Василий (Оптинский):
Что, инок, взялся за стихи - или тебе Псалтири мало, или Евангельской строки для слез горячих недостало?
Это я к тому, что все мы понимаем: лучше Господа нам не сказать и не выразить. Но ведь "от избытка сердца глаголют уста"! Иногда просто не можешь не писать, как не можешь не думать или не любить...
У Вас, Дима, есть замечательные стихи! Я думаю, что Вы настоящий поэт, и это как раз тот талант, который нельзя зарывать в землю, если Вы любите своего Господина и верите Ему - разве Он не знал, что Он дает и кому? А уж если Вы получили этот дар, грешно называть его злом. Не чище ли принять его с благодарностью - как из руки Божией?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]