Говоря о "символе-образе" , необходимо изучить также различные типы связей "образов" между собой, их организаций и взаимодействий в контексте "символических систем" (точнее говоря--"систем символов")-- некоего духовного Универсума: "теории единого поля" Мировой Культуры. Все культурные и духовные взаимодействия формируют некое глобальное "поле Мировой Культуры", аналогичное понятию "поля" (пяти различных типов взаимодействий между "элементарными частицами") в современных теориях ядерной физики. Представления об этом были не чужды также, и великим поэтам: "Как в чаще символов мы бродим в этом храме" (Шарль Бодлер), а также Природа -- тот же Рим, и, кажется, опять Нам незачем богов напрасно беспокоить -- Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать, Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить! (Осип Мандельштам), хоть и с некоторым пантеистическим и языческим уклоном... Мы же можем дать современное определение Мировой Культуре как "совокупности духовных ценностей Человечества", часть которых ,несомненно ,войдет в Царствие Небесное,(а другая часть--не войдет..). Творцы ее просто продолжают созидать некоторые из системных элементов Мировой Культуры-- -символов и "систем символов",то есть, как справедливо заметил еще Борхес--"вкусы Бога нам неизвестны"--можно назвать это здоровым "культурным апофатизмом". Сущность Творца совершенно трансцедентна творению.В этом пункте--главное отличие Православия от других учений, преимущественно пантеистических, (хотя Православие не столько учение сколько мистический опыт Богообщения в Таинствах). О мудрецы, явившиеся мне, Как в золотой мозаике настенной, В пылающей кругами вышине, Вы, помнящие музыку вселенной! – Спалите сердце мне в своем огне, Исхитьте из дрожащей твари тленной Усталый дух: да будет он храним В той вечности, которую творим. У.Б.Йитс."Плавание в Византию" (Перевод Г.Кружкова). Ибо духовный смысл Творения , по "образу и подобию" которого существует и всякое человеческое творчество, состоит в том, чтобы нечто Иное, принципиально отличное от Творца , также вошло в Божественную Вечность нескончаемого Дня Восьмого... Христианская доктрина не знает никакого платоновского "предвечного существования душ", ни тем более, "вечной материи"( так называемая "теория Большого Взрыва" в современной физике). Именно в этом принципиальное расхождение Христианства с любыми языческими доктринами и культами: глубочайший мистический смысл "творения из ничего", как основной экзистенциальный принцип Откровения, тесно связанная с ним идея уникальности и неповторимости Истории (а также и всякого истинного творчества), так и осталась недоступной языческому сознанию: "Так век за веком - скоро ли, Господь? - Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства." Н. Гумилев. Шестое чувство.
|